С 5 августа выходит в Российский прокат фильм режиссера Романа Полански "Призрак". Известно, что монтаж которого режиссеру Роману Полански пришлось завершать под домашним арестом в Швейцарии, ожидая экстрадиции в США по обвинению в преступлении 35-летней давности. На 60-м Берлинском международном кинофестивале картина принесла Полански "Серебрянного медведя" за режиссуру – и, как становится ясно после просмотра "Призрака", это был отнюдь не утешительный приз затравленному полицией и прессой кинематографисту.
Наполеон Бонапарт говорил, что у политики нет сердца – только голова. Главный герой нового фильма Романа Полански (Юэн Макгрегор), судя по всему, не знал знаменитого афоризма, поскольку убедил крупное издательство в том, что сумеет достучаться до сердца отставного премьер-министра Великобритании Адама Ланга (Пирс Броснан) и допишет мемуары политика, сделав их реально интересными для читателей. Литературный раб и представить себе не мог, насколько призрачными были его намерения: Лангу выдвинули обвинение в некогда совершенном военном преступлении, и безымянному автору пришлось забыть о сердечных разговорах с бывшим премьером. Все, что ему осталось, - вести собственное журналистское расследование, спать с женой Ланга (Оливия Уильямс) и молиться, чтобы его писательские перышки "случайно" не разлетелись по ветру, подобно листкам огромного литературного труда.
Кто такой Адам Ланг? "Агент американских спецслужб", - на протяжении большей части экранного времени полагает главный герой. "Кинообраз Тони Блэра", - могут допустить отягощенные интересом к политике зрители. Благодаря сотрудничеству с писателем Робертом Харрисом, водившим дружбу с 73-м британским премьер-министром, Роман Полански снял кино, в том числе отвечающее идее, что Великобритания сегодня не имеет собственной внешнеполитической позиции и раз за разом совершает проамериканские действия. Адаму Лангу предъявляются те же обвинения, что в свое время были выдвинуты в адрес Тони Блэра: санкционирование незаконного захвата подозреваемых в терроризме и передача их ЦРУ для допросов с применением пыток. На сходство киношного экс-премьера с реальным указывает множество деталей. В этом смысле, у российских зрителей, в отличие от американских и уж, тем более, британских, есть существенное преимущество – нам проще абстрагироваться от обилия аллюзий и сосредоточиться на художественном полотне триллера, которое, надо сказать, получилось у Романа Полански весьма и весьма впечатляющим, а главное – ровненьким, несмотря на его ниточную многосоставность.
"Призрак" - достойный пример кино с двойным дном, то есть классического артмейнстрима. С одной стороны, фильм интересно смотреть как бы не задумываясь – режиссер ловко ведет зрителя по лабиринтам истории, захватывающей, полной хичкоковского саспенса. С другой – Полански ненавязчиво затрагивает целый ряд серьезных тем: он размышляет о феномене власти, о предательстве и преданности, о неизбежной для любого публичного деятеля изоляции от общества, об опасной игре в политику. Окрас у этих размышлений, откровенно говоря, мрачноватый – под стать атмосфере фильма, действие которого происходит промозглой американской зимой. Однако пейзаж – едва ли не единственное – помимо финала картины, несколько демонизирующего ЦРУ, - напоминание о некогда имевшейся у Романа Полански склонности к инфернальному. В политическом триллере "Призрак" мало безумия – сплошная рассудочность. Все – как завещал Наполеон Бонапарт.
По материалам proficinema.ru
обсудить статью на форуме - - 6308402