Официальный сайт города-курорта Железноводска с февраля 2003 г. Заказ путёвок +7(906) 440-23-23

Герб Железноводска

GISMETEO:   .

Отчет о поездке в Архыз в 2010 году

14 июля 2010 - Sergey

Новый сезон, новые поездки, новый выезд в горы. В этот раз весной выехали на Кавказ, в Архыз (Карачаево-Черкессия). Собралось нас пять человек: Степан Шишкин, Владимир Цын, Сметанина Галя и Захарова Ольга. Возглавил нас снова Савельев Вадим. Выезжали 12 мая на Московском поезде День провели в Москве, т.к. наш поезд на Невинномысск выезжал вечером.

Поездка прошла весело, хоть все и устали от целого дня в поезде. В Невинномысск прибыли рано утром, остановка была всего шесть минут, а помимо нас выходили еще водники со всем своим снаряжением, которого было раза в два больше, чем у нас. Поэтому делали все очень быстро. На вокзале пожелали друг другу удачи и разошлись в разные стороны. Нас на вокзале ждала маршрутка, которая должна была доставить нас прямо к базовому лагерю на Софийской поляне. К тому же нам надо было как всегда купить продукты на весь период нашего пребывания в Архызе. В этот раз решили не ехать на рынок, а закупиться в супермаркете, что и сделали. Правда, пришлось поискать, так как приехали мы рано, и магазины еще не работали.
На маршрутке ехали часов 5 (вместе с заездом в магазин) через Черкесск, столицу Карачаево-Черкессии. После поселка Архыз асфальтированная дорога постепенно превратилась в посыпанную галькой, которая и вела прямо до Софийской поляны. Это место имеет такое название из-за главной горы данного района – Софии. Вообще, там много вершин были названы либо в честь болгарских восходителей, которые вместе с русскими альпинистами были первопроходцами данного района, либо в честь дружбы с Болгарской Советской республикой.

Софийская поляна занимает огромную территорию, сюда на майские праздники приезжают не только альпинисты и горные туристы, но также и много отдыхающих. Мы расположились в палаточном лагере альпинистов г. Невинномысска. В первый день мы устанавливали палатки, распаковывались и изучали местность, отдыхали после поезда. Природа и пейзажи Архыза – изумительные. Мы стояли, со всех сторон окруженные горами, рядом шумели горные ручьи, а где-то в 4.30 утра начинали петь птицы! Все уже было покрыто зеленью и чувствовалась настоящая весна!

Вечером мы познакомились с начальником лагеря, Фурсовым Юрием Сергеевичем, а также с нашим инструктором Гордым Юрием Петровичем. Нам очень повезло: на 4 человек выделили личного инструктора, хотя в Йошкар-Оле нас обещали раскидать по отделениям! На утро мы должны были сходить на скальные занятия, а Вадим должен был пойти открываться на Заимов пик (2Б).

В этом лагере, в отличие от Цея, было построение, точно в определенное время, на котором сообщалась та информация, которая была необходима. После него мы быстро собрали необходимые вещи и пошли на занятия. Чтобы добраться до скал, надо преодолеть несколько значительных подъемов по лесу. Идти приходится все время в гору в течение примерно 1-1,5 ч. В первый день было достаточно сложно из-за резкого набора высоты, но потом привыкли! На занятиях повторили узлы и научились делать станции из перильной веревки. Повторили работу в связках и спуск. На следующий день наметили восхождение на вершину Орленок, (1Б) – 2628м, чтобы открыться. Выходили в 6.30, т.к. походы к вершинам в Архызе не менее длинные, чем в Цее. Сначала поднимались через лес, затем вышли на снег. На таких подъемах я и оценила преимущество трекинговых палок! Как они облегчают подъем! Затрачиваешь на него намного меньше сил! Особенно, когда идешь по снегу. И на спуске они очень удобны. Ледоруб – короткий, поэтому спускаться с палками намного комфортнее! Если, конечно, склон не очень крутой! Но, благо, в Архызе они достаточно пологие.

По снегу поднимались достаточно долго, к тому же на высоте погода испортилась, мела метель и температура резко упала. Мы сразу пожалели, что не взяли теплых курток, хотя нас предупреждали. Больше таких промахов мы не совершали! На остановке у предвершины одели на себя все, что есть и приготовили горячий чай. На вершину в тот день поднималось несколько групп альпинистов, поэтому пришлось ждать. Мы за это время согрелись чаем и подкрепились.

Сама гора оказалась невысокой, взошли на нее буквально за минут 40. Т.к. был туман и метель, то окружающие вершины видно не было. Но такое произошло лишь на этой вершине, на остальных с погодой все было удачно!)))
Спускались по пути подъема и к 6 ч вечера уже были в лагере. На следующий день решили отдохнуть, к тому же надо было сделать пропуска, т.к. остальные вершины находились в погран.зоне и нас могли проверить пограничники. А без пропуска это было чревато денежным штрафом! Поэтому с утра пошли к пограничникам, чья база находилась, как потом выяснилось, за час от нашего базового лагеря, вниз по направлению к поселку Архыз. И внизу оказалось крайне прохладно из-за реки, которая течет недалеко от дороги. Дойдя до пограничников и отдав им бумаги выяснилось, что у них – обед и пропуск мы сможем получить только после часа. Пришлось пойти погулять по окрестностям. А т.к. мы изрядно подмерзли, решили заглянуть в палаточный лагерь водников, расположившихся недалеко от реки. А вдруг чаем горячим напоят?)))

По прошествии часа, когда мы вернулись к пограничникам, оказалось, что запрос будут посылать после 2. Так что, ребята, приходите вечером. Ну, не ждать же еще час! Решили пойти в лагерь, а через пару часов вернуться. Но и вечером пропуска мы не получили! По какой-то причине ответ на их запрос не пришел, а нам надо было на следующий день идти на восхождение на Заимов пик, чтобы закрыть 3-й разряд! Решили, что выйдем очень рано и обойдем пограничный пункт по тропинкам, а вечером спустимся через долину Орленок. Вот такой вот у нас вышел день отдыха, мы тогда отходили километров 20!

Но, зато, на следующий день на подъеме чувствовали себя прекрасно! В этот раз нас было больше: к нам прибавился веселый доктор, который на всем протяжении подъема слушал музыку и уверял нас, что под классический рок очень хорошо идется, и девочка Инна, уже имеющая 3- разряд. Подход к этой вершине тоже достаточно долгий – сначала через лес, потом – по снегу и рододендрону все время вверх. Это, пожалуй, самое тяжелое продираться сквозь рододендроновые кусты! Корни скользят, ветки зацепляются, ты не знаешь как и куда ногу поставить, чтобы не упасть! Хорошо хоть, это было не долго!

После рододендрона по снежному мосту перешли на скалы и пошли жумарить по перилам. Я в жизни столько не жумарила, к тому же на скальном рельефе! Зато научилась!
Подъем был долгим, даже можно сказать, утомительным. Лезешь-лезешь, а вершина даже не показывается. Все кажется, что вот за этой скалой она покажется, а за скалой – очередная!

В общем, когда вышли на вершину, были сильно уставшими. А на нее мы взошли часам к 4. Нашли тур, написали записку и перекусили. Да, стоит прибавить, что на подъеме требуется владение техникой лазания. Какого же было наше удивление, когда на вершине мы нашли следы пребывания горных козлов! Притом не одного, а многих! Что им то там понадобилось!)))

Спускались по снежнику. Изначально он показался очень крутым и было немного страшно спускаться по нему без страховки! Но потом оказалось, что снег достаточно плотный, да и склон не слишком крутой. Так что спуск занял, наверное, часа 2. Вечером были в лагере. Все поздравляли с 3-м разрядом. Предложили даже это «отметить», только мы отказались. А зря! Надо было! Мы об этом пожалели на следующий день, когда шли на другую вершину! Вообще, надо после восхождения отдыхать, но мы решили, что раз уж у нас не так много времени, стоит использовать его с максимальной пользой. Поэтому-то мы и приняли приглашение нашего инструктора сходить еще одну 2Б – На КЧАО (60 лет Карачаево-Черкесскому автономному округу). Вышли опять рано, правда в этот раз пропуск уже был у нас на руках, и можно было не беспокоиться по поводу пограничников. Шли опять только нашим отделением. Достаточно быстро вышли на перемычку. Там то и выяснилось, что впереди нас идет группа украинских туристов из 13 человек и придется ждать своей очереди! Ну, сначала мы не унывали: грелись на солнышке и особенно не напрягались. Но время шло, а продвигались мы крайне медленно, т.к. туристы достаточной техникой не обладали, к тому же, шли связками, что еще более замедляло их скорость. К 4 часам, когда мы были за метров 200 от вершины погода резко начала портиться. На нас надвигалась гроза с молниями и громом. Палки уже начинали позвякивать. Стало немного не по себе, но страха не было. Приняли решение спускаться. Благо, надо было пройти еще одну веревку и можно было спуститься на снежник, а по нему – вниз, в лагерь. Делали все быстро, пришлось даже оставить одну локалку! Зато все были на снежнике. Гроза медленно превратилась в сильный снегопад, но это было лучше, чем дождь!

Мы быстро одели теплые куртки и стали спускаться. За несколько метров впереди ничего не было видно, но нам этого и не нужно было – надо было просто спускаться вниз. В долине снег плавно превратился в дождь, и мы пришли в лагерь все сырые где-то к 8 вечера. Так поздно мы еще не возвращались! Было немножко обидно, что на вершину взойти не удалось, но, тем не менее, мы потренировали свои технические навыки. К тому же, лезли уже сами, без подсказок. Степа сам выбирал камни, где делать станции. Инструктор лишь иногда помогал. Вечером отметили таки наш 3-й разряд, чтобы в будущем плохая погода нас больше не беспокоила!))) На следующий день решили отдохнуть и просушить вещи. Гуляли, грелись на солнышке, ели хычины и покупали сувениры. Это было 7 мая. У нас оставался еще один день, чтобы куда-нибудь сходить, а 9 мая мы должны были уже уезжать! Решили сходить более легкий и не такой длинный маршрут – на вершину Пештера (3010м) 2А категории сложности. В этот раз нас повел не наш инструктор, а его жена, тоже имеющая 1-й разряд. Вышли, когда еще было темно, поднимались сначала по камням, потом – по снежнику, все время вверх до перемычки. К 9.30 были уже там. На этой перемычке обычно ставят палатки, чтобы ходить на маршруты. Это экономит много времени, которое затрачивается на подход. Мы же ходили все из базового. На перемычке еще лежит снег, из него лепят различные замки и фигуры. В этом году снега было значительно меньше, чем в прошлом, а ко времени нашего подъема он уже сильно подтаял. Солнце пекло нещадно, на перемычке можно было загорать! Эту перемычку называют призмой, т.к. солнце отражается от снега и гор и человек сгорает очень быстро, в чем мы сами убеждались, ходя на восхождения! Так же побаливали глаза, солнце было слишком яркое! На перемычке мы вновь ждали своей очереди – пили чай и отдыхали!)))

А потом поднимались. Подъем идет по скалистому гребню, где мы шли то связками, то поднимались по перилам. Эта вершина показалась легче, чем предыдущие. Может, из-за того, что времени на подъем мы затратили намного меньше! На вершине мы были к 12 ч. Там же выяснили, что наша рация не работает, т.к. ее буквально «залило» шоколадом! Пришлось быстро оттирать ее снегом!))) Помогло!))) На вершине последний раз окинули взглядом окружающие вершины и двинулись вниз. Погода опять начала портиться. Правда, потом все как-то быстро рассосалось!)))

В лагере были в 4 ч – сезон был закрыт! Последний раз сходили вниз, к местному рынку, поели местной кухни и отправились отсыпаться перед следующим, последним днем в Архызе. На следующий день собирались, паковались, кто как умел!))) И в 12 поехали в Невинномысск. По пути остановились и сходили посмотреть местную достопримечательность – Лик Христа на скале. Считается, что он сделан самой природой. Не знаю, можно ли этому верить. Но мы к нему поднимались и честно сказать, я не знаю, как такое может сделать человек! Частички скалы разного оттенка сложились в портрет Христа!

К нему поднимается огромное количество народу – это место считается священным, так же как и магический круг, расположенный рядом с ликом. В круге расположен старый храм, там не работает техника и в воздухе чувствуются сильные потоки энергии. Сюда съезжаются люди со всей России, чтобы медитировать. К сожалению, его посетить нам не удалось. Во-первых, вход платный, во-вторых, времени у нас не было. Так что быстро осмотрев Лик Христа мы вновь пустились в путь. К 5 уже были в Невинномысске, посадили Вову на поезд, а сами двинулись искать ближайшую баню. Как же это здорово помыться в горячей воде после холодной горной речки!!!))) До отъезда нашего поезда (23.30) пробыли в гостях у нашего инструктора. Нас накормили, напоили и посадили на поезд! Обратно возвращались с комфортом, в купе, если не брать в расчет тот факт, что оно абсолютно не приспособлено под перевозку наших рюкзаков!))) Обратно ехали молча, как-то не верилось что вот уже опять мы возвращаемся домой…Каждый думал о своем, каждый возвращался к своим делам и заботам… К ежедневной работе и к повседневной жизни….В свой мир. В горах он – иной, общий для всех… Наверное, поэтому мы и ездим в горы…Чтобы почувствовать ту сплоченность и единство людей, которое находишь только там. И гармонию внутри себя…Горы – это нечто особенное и индивидуальное для каждого, кто туда едет.

По материалам туристичекого клуба "Альпика"