Для привлечения посетителей и для больших удобств при передвижении между группами с 1849 года от Пятигорска к остальным курортам стали регулярно отправляться омнибусы. Один из посетителей вод Вердеревский Е. А., ставший редактором газеты «Кавказ», автор нашумевшей книги «Плен у Шамиля» и других произведений, описывал новый для Кавминвод экипаж так: «Это чтото вроде круглой комнаты, с круглым столом посредине, с лавочками около краев и с навесом наверху. Кузов замысловатого экипажа напоминает собою половину дыни, у которой другая, верхняя половина срезана. Но сидеть в нем удобно, и общество из 10 человек, не слишком тесня друг друга, может приятно провести время переезда в общем разговоре...»
В трудах исследователя Вод Ф. Баталина есть и такие сведения: «Сношения с Пятигорском довольно удобны. С начала курса по 1 июня омнибусы ходят между Пятигорском и Железноводском по два раза в неделю, а после 1 июня до конца курса — по три раза в неделю. Из Пятигорска омнибусы отправляются утром и отходят обратно из Железноводска в 4 или 5 часов вечера. Плата за проезд: от Пятигорска до Железноводска внутри линейки 80 коп. серебром, вне ее—20 коп. От Пятигорска до Карраса и от Карраса до Железноводска платится по 40 коп. внутри и по 10 коп. вне ее».
По сведениям других исследователей, омнибусы попутно использовались также для доставки продуктов в железноводскую ресторацию и почты — в аптечное отделение. Ресторация и аптека, купальня на шесть ванн и флигель для приезжих, построенный семьей Карповых, находились в то время на месте слияния нынешних улиц Лермонтова и Семашко.
Но еще продолжалась Кавказская война. Нужда в войсках была настолько велика, что после издания указа «Об усилении Кавказской линии посредством обращения в сословие линейных казаков жителей некоторых ближайших казенных селений» (1832 г.), царское правительство утвердило новые предложения военного министра о переселении людей из внутренних губерний в Кавказское линейное казачье войско (1847 г.). Переселение предлагалось «продолжать постоянно в таком размере, какой окажется возможным». В 1848 — 1849 гг. на Кавказскую линию уже прибыло около 3 тысяч семейств. Обратное переселение было запрещено, только в отдельных случаях правительство разрешало переехать на прежнее место к родственникам или в Сибирь и другие малозаселенные места. Переселенцев зачисляли в семейные полки. В 1850 году солдатские семьи были поселены в Железноводске, Нальчике, Ларсе и крепости Грозной. Впоследствии из поселян должны были создаваться пешие казачьи батальоны.
Карл Христианович Рожер
обсудить статью на форуме - - 6579251