Северокавказское горное село застряло между традиционным, полунатуральным хозяйством и коллективистской формой организации советского образца. Обе не отвечают современным условиям, а главное - запросам сельских жителей. Горы и предгорья скромно прокормить могут, но на современные телевизоры, холодильники и машины этих доходов не хватит, если это не хорошо налаженное традиционное художественное ремесло, которое может приносить неплохие доходы. Так, например, обстоит дело в некоторых аборигенных общинах в странах Андского региона, Гималаев, в североамериканской Арктике. Поэтому модернизация предполагает движение с гор на равнину, а не наоборот. Этот процесс стимулируется и более высокой сельской рождаемостью. Но отхожие промыслы или сезонные работы не являются сегодня решением проблемы благосостояния горского населения. Это было возможно, отчасти, в советское время при более скромных запросах и при более жестком государственном контроле.
Ответ можно искать в двух направлениях: в ограничении роста горного села и в помощи его радикальному благоустройству, а также в организации частно-общинного типа пользования угодьями с ориентацией на частичную рыночную реализацию сельской продукции. Тогда один-два сына в больших семьях могут оставаться в родных местах и продолжать занятия своих отцов, но только в лучших материальных условиях. Остальные все равно должны уезжать в город, ибо "целины" в горах уже давно не существует. Земля вообще на Кавказе - это дорогой ресурс, за который идет постоянная конкуренция, в том числе и в равнинных районах.
На Северном Кавказе срочно нужна глубокая и продуманная земельная реформа с привлечением имеющегося мирового опыта. Без закрепления земли в частное владение здесь не обойтись, несмотря на давние традиции общинного пользования и на наследие советской коллективизации. Пока у кавказцев не будет во владении земля, которой они будут дорожить больше всего, реванш села над городом, в том числе в насильственной форме, будет происходить постоянно.
Земельная реформа на Кавказе должна быть осуществлена не только с привлечением местных и федеральных ресурсов и экспертов, но и международных сил, особенно Всемирного банка, у которого имеется опыт содействия в проведении подобных программ в Индии, Бразилии и в других странах.
Нуждается в особом подходе и политика урбанизации. Растущее трудоизбыточное население городов, не говоря о восстановлении разрушенного в ходе конфликтов, - это проблема надолго, но решать ее нужно. Иначе здесь будет постоянный источник нетерпимой для кавказцев бедности и криминогена. Здесь лучше всего возможности у Северной Осетии, где есть предприятия электроники и ВПК. Но в республиках возможна и успешно работающая малая промышленность, особенно на основе частной собственности. Однако частный бизнес и средний класс владельцев способны создать основу для политической стабильности, регионального рынка и приструнить надменность вооруженных авантюристов. Однако одни власти и их силовые структуры сделать этого не смогут.
Нужны межреспубликанские деловые связи и общие инфраструктуры, а не только верхушечные договоры о сотрудничестве. Но самое главное для экономики Северного Кавказа - это общероссийский рынок и Россия как поле предпринимательской деятельности. Далеко не весь чеченский бизнес в России был криминальным, как и не вся осетинская водка - это отрава. Дагестанский рыбно-икорный бизнес можно ввести в правовые нормы и дать ему широкий рынок. Горные туристско-оздоровительные комплексы Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии можно хорошо прорекламировать из Москвы и вложить в них деньги не менее успешно, чем в сибирскую нефть. Нужно перестать третировать северокавказское предпринимательство, а, наоборот, его поддерживать в общероссийском масштабе.
Система правления и административного устройства
В нынешних условиях сложившаяся система федеративных образований в форме этно-территориальных автономий (республик) - государств, а также существующие административные границы являются оптимальными и не подлежат изменению. В этом вопросе должен внедряться ряд новых доктринальных принципов:
- субъектом самоопределения являются все граждане республик, и только при обеспечении базового равноправия возможна особая поддержка культур и языков титульных народов;
- земля принадлежит тем, кто на ней проживает, а право на территорию и пользование ресурсами путешествует вместе с гражданином;
- исторические аргументы и насилие не могут служить основанием для определения или изменения границ и статусов образований;
- ряд горских общин с уникальными традиционными ремеслами или природно-ландшафтными ресурсами должны стать охраняемыми зонами (культурными парками или заповедниками) с особыми системами местного управления и с программами государственной поддержки.
Актуальнейшей проблемой является обеспечение правопорядка и снижение уровня криминогенности в регионе. Хотя роль традиционных институтов социального регулирования в регионе достаточно значительна, она уже никогда не сможет заменить систему современного права, по которой жило несколько последних поколений и желает жить современное поколение граждан. Другое дело, что система правопорядка должна приблизиться к местному уровню и строиться на привлечении местных кадров, включая создание общинных милиций как части органов государственного и местного управления.
На Северном Кавказе возможно сосуществование государственной и традиционной правовых систем в качестве последней как дополняющей. Правовой плюрализм, который развивается во многих странах, в этом регионе может оказаться более эффективным, чем "единое правовое пространство".
Сложным является вопрос охраны общегосударственных границ с Азербайджаном и Грузией. Участок чеченско-грузинской границы - это особый вопрос, но остальная часть границы должна иметь достаточно свободный режим, учитывая давние исторические связи, интенсивность гуманитарных и хозяйственных контактов, а также договоренности в рамках стран СНГ. Контроль за транспортировкой оружия, наркотиков и других контрабандных товаров может осуществляться и при свободном пограничном режиме. Здесь имеется богатый опыт других стран, в том числе американо-мексиканской и британско-ирландской пограничных зон.
Главное - это улучшение правления, а не административные переделы. В некоторых республиках уже имеются позитивные политические инновации в области коллективного правления и общинного представительства, хотя принцип этнических курий или партий имеет свои серьезные ограничители и может нести конфликтогенный потенциал. Так называемая "этническая правосубъектность" и политика, базирующаяся на коллективных правах, не являются ответом на проблемы правления в этом регионе. Поскольку возможных клиентов на подобную субъектность великое множество, определить их членство невозможно, а тем более воспользоваться действующими в стране законами, субъектом которых является прежде всего гражданин.
Более перспективным представляется отход от концепта коллективных прав, на котором строится нынешняя политическая идеология. В плане общественно-политического устройства более перспективно прекратить ориентацию на этнические корпорации, которые часто возглавляются отставными военными или проигравшими политиками и спонсируются криминальными деньгами. Не об абстрактном "уважении народов", "национальной гордости", "реабилитации", "возрождении" нужно заботиться, а об отдельных гражданах - старых людях, которые действительно пострадали в результате департаций; молодых, которым негде работать и которых унижает милиция в российских городах только за их внешний облик и запись в паспорте.
Управление на Северном Кавказе может строиться только на основе:
- кросс-этнических политических коалиций (они, собственно говоря, существуют и действуют, несмотря на всю этническую риторику экспертов, кавказоведов и общественных активистов);
- утверждения индивидуальных прав и гражданской правовой культуры;
- общедемократических норм выборности и регулярной смены власти;
- интенсивной подготовки нового поколения управленческих и правовых кадров, в том числе из числа женщин и молодежи.
Валерий Александрович Тишков
директор института этнологии и антропологии РАН,
доктор исторических наук, профессор
обсудить статью на форуме - - 6303440